29.12.2014 г. 

Журнал «Музеї України"

http://museum-ukraine.org.ua/?p=3019

 

Николай Сядристыйнезависимый историк, народный художник Украины

Ложь на фоне исторической правды: "Страна неограниченных возможностей"

(И. Бунин и В. Ленин)

 

В связи с трагическими событиями на Донбассе в СМИ появилось множество статей, которые – каждая на свой лад – интерпретируют их. Своими размышлениями по этому поводу делится Народный художник Украины, независимый историк Н.С. Сядристый, который в результате кропотливого труда выполнил данную выборку цитат из И.А.Бунина, В.И.Ленина, И.А. Бердяева, В.И.Верандского, Г.П.Федотова и других извесных личностей прошлого века:

– На протяжении 150 лет на мировой сцене распались все великие империи, под властью которых было множество колоний. В числе этих империй была также и Россия, а впоследствии – Советский Союз. Но нынешние коммуно-кагебисты – во главе с Путиным – испытывают ностальгию по ушедшему, ранее охраняемому системой Гулага, времени. И хотят снова реанимировать все то, что было заложено в октябре 1917 года. Но даже и эти события – всего лишь следствие более глубоких историко-генетических причин, которые прекрасно видел и психологически тонко описал Иван Бунин, автор публицистических рассуждений, взятых мною из его книги (И.А.Бунин, Публицистика 1918-1953 гг. ИМЛИ РАН, «Наследие», Москва, 2000 г.)

Святая правда гениальных мыслей Бунина поразительно контрастирует с доктринальными высказываниями маньячного Ленина. Как говорил Бердяев, «…России в переходе от  новой истории к новому средневековью будет принадлежать совсем особое место. Она скорее родит Антихриста, чем гуманистическую демократию и нейтральную гуманистическую культуру» (И.А.Бердяев, Новое средневековье. М., 1990 г. стр.12-13)

«Пора перестать сумасшедшим распутинцам-ленинцам управлять Россией. Это первая предпосылка, на которой должны объединиться все». (Г.П.Федотов, «Проблемы будущей России»).

                                          * * *

Иван Алексеевич Бунин, Публицистика 1918–1953 годов. 

«Страна неограниченных возможностей»

«Предав свое Отечество и заключив с Германией Брестский договор о мире, Ленин в виде контрибуции заплатил немцам за поддержку при захвате власти 245,5 тонн золота». Дмитрий Волкогонов, «Этюды о времени», М., «Новости», 1998, стр.144.

Ах, какой гнусной чепухой ознаменовались даже самые первые дни нашей погибели!

В Москве без конца вели по Тверской (куда, зачем, за что?) городовых без шапок… Державный народ стоял, глазел, жрал подсолнухи, изредка улюлюкал… Потом на место городовых кто-то назначил студентов, аптекарских учеников… Я даже, как сейчас вижу толстого гимназиста армянина лет тринадцати на посту на Малой Никитской…

В Петербурге «новая» Россия строилась тоже очень просто и мило. Известный «товарищ Богданов», один из главнейших соратников Горького по «Новой жизни», рассказывает («Южный рабочий», Одесса 1919 г.) о том, как «сконструировался» знаменитый «совет рабочих и солдатских депутатов», т. е. главнейший погубитель всей России:

«Пришли Суханов-Гиммер и Стеклов-Нахамкес, никем не выбранные, никем не уполномоченные, и объявили себя во главе этого еще не существовавшего Совета»…

В городах, в деревнях сразу все спятили с ума: все поголовно орали друг на друга: «я тебя арестую, сукин сын!» — потом стали убивать кого попало, жечь на кострах, зарывать живьем в землю за украденную курицу… «Самосудов», самых кровавых и бессмысленных, было зарегистрировано (только зарегистрировано!) к августу 1917 г. уже более десяти тысяч.

Революционный ритуал, революционное лицедейство известны: сборища, «пламенные» речи, баррикады, освобождение из тюрем — воров, сожжение сыскных архивов, арест властей, торжественные похороны «павших борцов», казнь «деспота», осквернение церквей, ливень воззваний, манифестов, «массовый террор»… Все это проделав, мы все довели до размеров гомерических, до низости еще небывалой, до глупости и остервенения бешеной гориллы.

* * *

И на Ленина нечего особенно дивиться.

(«…организовывать мы должны всех трудящихся и эксплуатируемых, как говорит и наша программа, всех без исключения: и кустарей, и пауперов, и нищих, и прислугу, и босяков, и проституток, – разумеется, при том необходимом и обязательном условии, чтобы они примыкали к социал-демократии» В.И. Ленин. Отношение социал-демократии к крестьянскому движению. ПСС, т.11, стр. 220 – Н.С.)

«Среди духовной тьмы молодого, неуравновешенного народа, как всюду недовольного, особенно легко возникали смуты, колебания, шатость… И вот они опять возникли, в огромном размере… Дух материальности, неосмысленной воли, грубого своекорыстия повеял гибелью на Русь… У добрых отнялись руки, у злых развязались на всякое зло… Толпы отверженников, подонков общества потянулись на опустошение своего же дома под знаменами разноплеменных вожаков, самозванцев, лжецарей, атаманов из вырожденцев, преступников, честолюбцев»…

      Это — выписка (где что ни слово, то золото) из Соловьева о смутном времени. Всему в ней изложенному наша революция со всеми ее «завоеваниями» есть полное подобие. И подготовляли ее мы все, а не одни Керенские и Ленины, и мудрить, впадать в пафос тут совсем нечего: обе картины (и соловьевская и нынешняя) просты и стары, как мир.

     («К сожалению, крестьяне уничтожили тогда только пятнадцатую долю общего количества дворянских усадеб, только пятнадцатую часть того, что они должны были уничтожить, чтобы до конца стереть с лица русской земли позор феодального крупного землевладения. К сожалению, крестьяне действовали слишком распыленно, неорганизованно, недостаточно наступательно…». В.И. Ленин. ПСС, т.30, стр. 322 – Н.С.)

* * *

«Народ пошел за Стенькой обманываемый, разжигаемый, многого не понимая толком… Были посулы, привады, а уж возле них всегда капкан… Поднялись все азиатцы, все язычество, зыряне, мордва, чуваши, черемисы, башкиры, которые бунтовались и резались, сами не зная за что… Шли „прелестные письма“ Стеньки — „иду на бояр, приказных и всякую власть, учиню равенство“… Дозволен был полный грабеж… Стенька, его присные, его воинство были пьяны от вина и крови… возненавидели законы, общество, религию, все, что стесняло личные побуждения… дышали местью и завистью… составились из беглых воров, лентяев… Всей этой сволочи и черни Стенька обещал во всем полную волю, а на деле всех забрал в кабалу, в полное рабство, малейшее ослушание наказывал смертью истязательной, всех величал братьями, а все падали ниц перед ним…»

А это, как видите, о Разине (из Костомарова), о том самом Разине, которого мы столько лет боготворили. И опять что ни слово, то наше, нынешнее… Не пора ли хоть теперь отнестись проще, трезвее и к прошлому (стенькиному), и к нынешнему (ленинскому)? Зачем тут «вервия»? Тут потребна самая простая веревка.

Получая вести из России, и до сих пор еще просто диву даешься, каким мерзавцем и скотом может быть человек… Распоясаться до такой степени все-таки можно только в России. И остаться безнаказанным за самое чудовищное преступление тоже легче всего в России. И большевики это знают.

(«Гражданской войны, необходимого условия и спутника социалистической революции, без разрухи быть не может. Отрекаться от революции, от социализма «по случаю» разрухи значит только проявлять свою безыдейность и переходить на деле на сторону буржуазии». В.И. Ленин. ПСС, т.36, стр.475 Н.С.)

Они, эти висельники, дотла разорившие богатейшую в мире страну (Стеньке это не удалось за отсутствием в то время интеллигенции и Ллойд-Джоржей), убившие и уморившие буквально десятки миллионов русских душ, теперь, на четвертый год своей деятельности, начинают нагло почесывать в затылке и ухмыляться:

«Вот черт! Даром, кажется, пропала работа! Ничегошеньки не вышло из нашего «опыта»! Впрочем, не беда — одурачим, вывернемся. Одной поэзией, и то одурачим. Замутим им голову каким-нибудь Блоком, Белым… скажем, что мы фанатики… что, благодаря нам, Россия все-таки переродилась для новой, прекрасной жизни… что зерно, ежели не умрет, то и не оживет… За милую душу вывернемся!»

И вывернутся. И даже в историю в нимбах войдут. «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить!»

Толстой говорил, что многое совершенно необъяснимое объясняется иногда очень просто: глупостью.

(«Учение Толстого безусловно утопично и, по своему содержанию, реакционно в самом точном и в самом глубоком значении этого слова» В.И. Ленин. ПСС, т.20, стр. 103 – Н.С.)

Все так. Большую роль играет в человеческих делах просто глупость, слабость логики, наблюдательности, внимания, слабость и распущенность мысли, поминутно не доводящей своего дела до конца, — этим последним мы, народ сугубо эмоциональный, особенно страдаем.

Но надо помнить и другое: помимо мыслительных качеств (равно как и многих других, просто низких и корыстных) есть и другие тяжкие грехи на всех тех, что вольно и невольно содействовали (и содействуют еще и доныне) всему тому кровавому безобразию, в котором погибает Россия: например, наша нелюбовь к жизненной правде.

(«Надо <…> пойти на все и всякие жертвы, даже – в случае надобности – пойти на всяческие уловки, хитрости, нелегальные приемы, умолчания, сокрытие правды, лишь бы проникнуть в профсоюзы, остаться в них, вести в них во что бы то ни стало коммунистическую работу». В.И.Ленин, ПСС, том 41, стр.38 – Н.С.)

Герцен сказал: «Не зная народ, можно его покорять, угнетать, но освобождать нельзя».

* * *

Углы завалены духовными книжками, житиями. Запах лампадного масла, кипариса, воска и жар от печки были тоже нестерпимы.

«Да-с, тепло! – сказал, грустно усмехаясь, старичок. – Не в пример всей Москве, на холод не жалуюсь. Всеми, слава Богу, забыт в этом подземелье, даже никто и не подозревает, что я здесь уцелел. Не знает никто и про тот тайный запас дровец, что остался здесь, в неком подвальчике. Вот и топлю и сижу, как в крипте или в катакомбе. Здесь, даст Бог, вскорости и окончу свое земное существование. Очень стал хил и печалюсь. Времена опять зашли темные, жестокие и, думаю, надолго. Как волка ни корми, он все равно в лес смотрит. Так и Россия: вся наша история – шаг вперед, два назад, к своему исконному – к дикому мужичеству, к разбитому корыту, к лыковому лаптю. Помните? «Было столь загажено в кремлевских палатах колодникам, что темнели на иконах ризы…» Таковыми палатами и стала снова Россия, оправдывающая ныне слово преподобного Исаака Сирина: «Пес, лижущий пилу, пьет собственную кровь и из-за сладости крови своей не сознает вреда себе…» Впрочем, все это вам и без меня хорошо известно».

* * *

     И все-то мы, недоросли, напяливаем на себя, все пересаливаем, все карикатурим до последней возможности: Гегеля и анархизм, нигилизм и позитивизм, марксизм и народничество, романтизм и натурализм, Ницше и босячество, социализм и демократизм, декаданс и футуризм… Все-то у нас как на корове седло.

      («Наша задача – учиться государственному капитализму немцев, всеми силами перенимать его, не жалея диктаторских приемов для того, чтобы ускорить это перенимание западничества варварской Русью, не останавливаясь, не останавливаясь перед варварскими средствами против варварства». В.И.Ленин, ПСС, том 43,стр.211 – Н.С.)

* * *

Я еще больше скитаюсь по Москве, даже начинаю мечтать о поездках кое-куда. Иногда не бываю дома с утра до вечера, отдыхаю, ем и пью где придется, в какой-нибудь чайной, пивной. Сижу, курю махорку, смотрю на соседей, слушаю разговоры и музыку. Чаще всего играют двое: какой-нибудь до ушей лысый еврей с бархатно-черными глазами, который, отставив вперед ногу, с бешеной страстью жжет и бьет смычком по скрипке, и солдат в обмотках, тупо ревущий на громадной гармонии, поставленной на приподнятое колено…

Есть вести из наших мест — из города и из деревни: и там будни. Недавно посетил нас «землячок», бывший красноармеец. Дружески сидел с нами, пил чай, вел беседу. Говорил, усмехаясь, что теперь и отдохнуть можно: «Мы теперь Россию замирили, везде тихо. Я сам в Тамбове не меньше ста душ в расход вывел…»

Он оброс густой и круглой красно-коричневой бородой. Круглые прозрачно-коричневые глаза стоят, как у филина. Стриженая голова имеет форму гроба.

     (P.S. Русский поэт и публицист Феликс Чуев, который 140 раз встречался с Молотовым, работавшим при Ленине и Сталине, в своей книге («Молотов. Полудержавный властелин», М. «ОЛМА-ПРЕСС», 1999 г., стр.243) пишет, что на его вопрос, кто был более суровым, Ленин или Сталин, Молотов ответил: «Конечно, Ленин!» Тамбовское восстание приказал подавить, сжигать все. Я как раз был на обсуждении… Помню, как он упрекал Сталина в мягкотелости и либерализме» – Н.С.)

                                          * * *

Горький не раз «перед лицом всемирного пролетариата» называл этот опыт «дивным, великим» и не жалел никаких слов для восхваления советской власти. А вот как характеризовал тот же Горький и «опыт» и советскую власть летом 1918 года в своей газете «Новая жизнь», в своих фельетонах под заглавием «Несвоевременные мысли»:

«Теперь жизнью России правят люди, находящиеся в непрерывной запальчивости и раздражении. Они затеяли и разжигают взаимоистребление демократии, возбуждают бессмысленное и пагубное для этой демократии и для всей страны злорадство, ненависть, злобу…»

(«Мучительная болезнь – чесотка. А когда людьми овладевает чесотка революционной фразы, то одно уже наблюдение этой болезни причиняет страдания невыносимые». В.И.Ленин, ПСС, том 36, стр.361 (1917 г.) – Н.С.)

     «Советская власть в деревне очень слаба. Мы должны расколоть деревню на два враждебных класса. Мы обязаны разжечь там, в деревне, ту же гражданскую войну, что мы смогли сделать в городе». (В.И.Ленин, РЦХИДНИ, Ф.2оп.1.ю.Д5898.д1) – Н.С.)

«Они, эти фанатики и легкомысленные фантазеры, возбудив в рабочей массе неосуществимые надежды, влекут русский пролетариат к разгрому и гибели…»

     («…фантазеров в нашей среде было немало. И ничего тут нет особенно худого. Откуда же было в такой стране начать социалистическую революцию без фантазеров?» В.И.Ленин, ПСС, том 43,стр.60 – Н.С.)

«Они совершают опыт социальной революции — занятие, весьма утешающее маньяков и очень полезное для жуликов… Они крикнули:„Грабь награбленное!»

(«…грабь награбленное», – лозунгу, в котором, как я к нему ни присматриваюсь, я не могу найти что-нибудь неправильное, если выступает на сцену история». В.И.Ленин, ПСС, том 36,стр.269 – Н.С.)

И грабят изумительно, артистически… Грабят и продают музеи, церкви, пушки, винтовки, интендантские склады, дворцы, воруют и продают буквально все, что можно! И вот русский народ, этот слабый, темный, органически склонный к анархизму народ, ныне призывается быть духовным водителем мира, Мессией Европы! Большевики, эти „вожди народа“, говорят, что они зажгут из сырых русских поленьев костер для всего Западного Мира! Они уже зажгли его. Он горит плохо, воняет Русью, грязной, пьяной и жестокой. Несчастную Русь тащат на Голгофу, чтобы распять, видите ли, ради спасения Мира!»

(«Гражданская война, развязанная по инициативе Ленина, забрала свыше 15 миллионов человеческих жизней и свыше 2 миллионов человек ушли в эмиграцию». Аким Арутюнов, «Досье Ленина без ретуши» (М., «Вече», 1998, с.307 – Н.С.)

* * *

«Среди служителей советской власти то и дело попадаются взяточники, спекулянты, жулики, а честные люди, чтобы не умереть с голода, занимаются физическим трудом… Кошмар, нелепость, идиотизм!»

«Народные комиссары относятся к России, как к материалу для опыта. Русский народ для них лошадь, которой прививают тиф для выработки противотифозной сыворотки… Какой жестокий и заранее обреченный на неудачу опыт!»

«Я буду твердить русскому пролетариату: тебя ведут на гибель, тобой пользуются для бесчеловечного опыта!»

(«Пусть погибнут еще тысячи, но страна будет спасена» В.И.Ленин, ПСС, том 50,стр.70 – Н.С.)

«Большевистская политика выражается в равнении на бедность и ничтожество. Большевизм есть национальное несчастие…»

«Советская власть не стесняется расстрелами, убийствами, арестами, никакой клеветой, никакой ложью… В среду лиц, якобы выражающих волю народа, введено множество разного рода мошенников, бывших холопов Охранного Отделения и авантюристов…»

(«Надо ко всем людям относиться  «без сентиментальности», надо всех держать на расстоянии, и постоянно держать камень за пазухой»; «…подходит Ваня к нам, Вы его гладите по головке, но крепко держите камень за пазухой, т. е. не скрываете от него, что этого мало, что надо совсем подойти и войти, и что Вы малым не удовлетворитесь. Одним словом, неуклонно держитесь с Ваней принципа: я хочу с тобой мира и для этого я всеми силами готовлю против тебя войну» В.И.Ленин, ПСС, том 4, стр.345; том 46, стр.205-206 – Н.С.)

«Рабочих развращают бесшабашной демагогией… Советская политика — предательская политика по отношению к рабочему классу…»

Таковы буквальные цитаты из прежних отзывов Горького о большевиках. Старо, но надо помнить.

* * *

«Россия будет!» — Да, но какая? И новая ли? Так ли уж ново наше новое? Не был ли прав я, когда поставил над своими рассказами о русской душе эпиграфом слова Аксакова: — «Не прошла еще древняя Русь!» — в дни, теперь уже давние, когда тоже твердили о наставшей «новой» России, вкладывая в слова о новизне, конечно, совсем иные чаяния?

Вообще мало нового на свете.

«Блеск звезды, в которую переходит наша душа после смерти, состоит из блеска глаз съеденных нами людей».

Это одно из древнейших дикарских верований. И, право, оно звучит теперь не так уж архаично, по милости всемирной войны и коммунистической революции. «Мечом своим будешь жить ты, Исав!»

И опять недурно подходит к современности, равно как и многое другое.    Например: «Вот выйдут семь коров тощих и пожрут семь тучных, сами же не станут от этого тучнее». Или: «Вот темнота покроет землю и мрак народы… Честь унизится, а низость возвеличится… В дом разврата превратятся общественные сборища… И лицо поколения будет собачье…»    Мечтайте, мечтайте, что это собачье лицо будто бы весьма способствует близкому появлению на свет Божий «нового и прекрасного» человеческого лика!

«Вкусите от этого яблока — и станете как боги».

* * *

Поддерживает большевизм и сама Россия, где хозяин дня — чернь и полудикари. Да совершенно изумительно и то, чем обладают нынешние владыки России — их подлость, свирепость, сатанинская неутомимость…

А куда идет весь мир? Россия же идет уж, конечно, не к социализму и не «к усовершенствованию советской системы». Она бы и «усовершенствовалась» — и может быть прежде всего затем, чтобы надежнее существовать, свободнее пользоваться награбленным, быть признанной уже всем миром, примирить с собой всех «левых», всех Кусковых и Мартовых — да это значит ослабить вожжи, а ослабить их опасно, так что получается заколдованный круг.

Дело идет все-таки к взрыву, который может вспыхнуть из копеечной свечи. Республика, монархия? Вероятнее всего сначала будет какая-нибудь военная диктатура — дня и часа которой, конечно, не угадаешь — потом что-нибудь вроде «совета десяти» (из железных дельцов, бывших «спецов»)… Впоследствии не исключена и монархия… Говорить, что «к прошлому возврата нет» могут только люди или хитрящие, или глупые, или не знающие истории России.

* * *

(«В общественном сознании наростают тенденции готовности реставрации ушедшего. Термидор идет на цыпочках. Отлив надежд и несбывшиеся завышенные ожидания усиливают этот уже слышный шаг. Грядет постсоветский термидор. Печально… История, как всегда, никого ничему не учит». Дмитрий Волкогонов. (1 января 1995 года. Борт самолета «Москва – Вашингтон» - Н.С.).

(«Время держит за фалды не только какого-то конкретного человека, но и всю нацию. Ленинско-сталинская система не распалась». Дмитрий Волкогонов. (Февраль, 1995 года. Во время пребывания в США – Н.С.).

А каялась ли в своем «распадении с существующим» интеллигенция последнего полувека? Один Толстой каялся:

«Если я прежде выделил русских мужиков как обладателей каких-то особых положительных качеств, то каюсь, каюсь и отрекаюсь», — сказал он в 1909 г. своему секретарю Булгакову.

Русь классическая страна буяна и «разбойничка». Был и святой человек высокой святости, был и строитель высокой, хотя и жестокой крепости. Но в какой долгой борьбе были они с разрушителем, со всякой азиатчиной, крамолой, «сварой, кровавой нелепицей», когда, по слову историка, «развязываются руки у злых, а у добрых опускаются»! Вот и теперь опять началась уже на Руси эта борьба… Слишком много было и есть у нас субъектов чистой уголовной антропологии.

«Разбойнички» муромские, брянские, саратовские и прочая, прочая, бегуны, шатуны, ярыги, голь кабацкая, пустосвяты, на сто тысяч коих — один святой… Нов ли большевизм? Стар, как Россия. «Скифы»… Подумаешь, какая радость!

(«Наблюдая современную жизнь развала поражаешься поражаешься одной явной аномалии. На поверхности, у власти и во главе лиц действующих, говорящих, как будто дающих тон — не лучшие, а худшие. Все воры, грабители, убийцы и преступные элементы во всех течениях выступили на поверхность”. Из дневника академика В.И. Вернадского, 15 марта 1920 г. ”Век XX и мир”, №6, стр. 40 – Н.С.)

Дико: реки вспять пошли! Теперь вся наша надежда на «собственника», на строителя с ежовой дланью и мертвой хваткой, — разрушителем мы уже пресытились.

(«В последней своей книге «Этюды о времени» (с.51) Дмитрий Волкогонов писал: «Чего я боюсь? – Глобального конфликта между Западом и Востоком. В ХХІ веке. Националистического безумия с фашистской окраской в России. На что я надеюсь? На безмерную мудрость Провидения, которое не допустит эсхатологического мрака» – Н.С.).

Что ж, попили, погуляли — будет. Пора протрезвляться. И не надейтесь: теперь даже и опохмелиться нечем будет.

Обнимаю Вас с сугубой сердечностью, дорогой друг и соратник!                                                                                                                                                                                                                                                      Ваш Ив. Бунин

17–30 октября 1927 года.

 

P.S. Не кажется ли Вам, дорогие читатели, что великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии, дожил до наших дней. И написал эти глубоко аналитические мысли буквально вчера, а не почти 90 лет назад?

С уважением, Н.С. Сядристый.

 

 

http://museum-ukraine.org.ua/?p=3019